Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь
  • Английский
  • Русский
Адрес :
Свято-Григорьевский Бизюков
мужской монастырь
с. Красный Маяк,
Бериславский район,
Херсонской области индекс 74370
тел. +38(05546) 4-15-17; 4-15-10;
4-15-35
Настоятель архимандрит Феодосий
тел. +3 8-097-284-44-56;
+3 8-099-972-48-25

Банковские реквизиты для переводов в гривнах (UAH):
код ЄДРПОУ 26032670,
р/р 26006060570889 в ПАТ КБ "ПриватБанк"
м. Херсон, МФО 352479

Банковские реквизиты для переводов в долларах США (USD):
BENEFICIARY (Получатель): PETRUS VASILIJ (Ф.И.О. владельца счета на английском языке).
ACCOUNT (Счет в банке получателя): 6762462053136161 (номер карты или текущего счета в Приват48)

BANK OF BENEFICIARY (Банк получателя): PRIVATBANK
SWIFT CODE: PBANUA2X

INTERMEDIARY BANK (Банк-корреспондент): JP MORGAN CHASE BANK
SWIFT CODE: CHASUS33

CORRESPONDENT ACCOUNT (Счет банка получателя в Банке-корреспонденте): 0011000080

bizukov-monastery@ukr.net

Монастырские постройки и сооружения

  

Монастырские постройки и сооружения

Архитектурный ансамбль Григорие-Бизюкова монастыря окончательно сложился к началу ХХ века, когда все основные старые здания, кроме Свято-Григориевской (запорожской) церкви, ограды с башнями, двухэтажного братского корпуса и некоторых хозяйственных построек, были разобраны и заменены новыми, выполненными из красного кирпича в псевдорусском стиле.

Старейшим из сохранившихся ныне сооружений главной монастырской усадьбы является ограда с тремя угловыми башнями, возведенная не позднее 1817 года. Башни круглые в плане с декоративными зубчиками на карнизах, увенчаны главками с конусообразными завершениями на восьмигранных барабанах. В настоящее время первозданный вид сохранила лишь северо-восточная башня при Экономических воротах. В склепе юго-восточной башни в 1903 году был похоронен епископ Иустин (Михаил Полянский).

Композиционным центром архитектурного ансамбля являлся собор Вознесения Господня, возведенный в 1886 – 1893 годах в стиле эклектизма с применением художественных приемов московского зодчества ХVII века. От него сохранилась лишь алтарная арка.

К северу от руин Вознесенского собора находится здание братской трапезной, построенное на рубеже ХIX – ХХ веков (не ранее 1894 – не позднее 1902 года). Ныне первоначальный архитектурный декор сохранил только южный фасад, выполненный из красного кирпича, окна которого украшены наличниками в псевдорусском стиле. Пилястры трапезной декорированы килевидными и квадратными нишами. Первоначально южный фасад украшали килевидные фронтоны, не сохранившиеся до наших дней.

Новый архиерейский дом возведен приблизительно одновременно с трапезной. Фасады здания решены в псевдорусском стиле, особенно нарядны наличники над окнами центральной его части. Восточный фасад украшен фронтоном в романском стиле. В юго-западной части здания первоначально имелась веранда с деревянным мезонином, уничтоженная в советское время. Сделанная на ее месте кирпичная пристройка сильно исказила первозданный вид памятника. Кровля и перекрытия здания уничтожены пожаром в 80-е годы ХХ века.

К востоку от архиерейского дома находится зимний двухпрестольный собор Покрова Пресвятой Богородицы и Трех Святителей, построенный в первые годы ХХ века на месте более ранних Покровской (1820 год) и Трехсвятительской (1874 год) церквей. Первоначально храм венчали купол на восьмигранном световом барабане и шесть луковичных главок, утраченные в советское время.

Церковь трехчастная в плане с прямоугольными нефом и нартексом и граненым пятистенным алтарем. Фасады здания решены в романском стиле с применением архитектурных традиций московского зодчества XVII века, что в целом характерно для эпохи эклектики.

Интерьер храма, первоначально украшенный росписями, был коренным образом изменен в советское время в связи с приспособлением храма под сельский клуб.

С севера к Покровскому собору примыкает здание наместнического корпуса, возведенное в псевдороманском стиле. Декор его фасадов был несколько обеднен в советское время. Парадная лестница наместнического корпуса ведет к фонтанам, выполненным в виде оплавляющихся свечей, гармонично дополняющим архитектурный комплекс Покровского собора.

Гостиничный корпус в западной части монастыря возведен несколько позднее Покровского собора, архиерейского дома и трапезной, но тоже выдержан в традициях московского зодчества XVII века. Южная часть здания была разрушена в годы советской власти.

Среди других построек центральной усадьбы монастыря сохранились просфорня с пекарней II половины XIX века и Экономические ворота 1898 года, выдержанные в псевдорусском стиле.

Для укрепления берега Днепра в XIX веке была сооружена подпорная стена с контрфорсами. Внешне она напоминает стены средневековых крепостей. От главной усадьбы монастыря к Днепру ведет каменная лестница.

К востоку от Экономических ворот сохранилось здание дворянской гостиницы, возведенное во II половине XIX века. Декор его фасадов сдержан и несколько суховат. Окна украшены наличниками.

К северу от главной усадьбы монастыря в первом десятилетии ХХ века был построен П-образный корпус детского приюта. Его композиционным центром является, крестообразная в плане, Спасская (ныне – Покровская) церковь, возведенная в псевдовизантийском стиле. В декоре фасадов здания удачно сочетаются пиленый известняк и красный кирпич. Над средокрестием храма возвышается купол на невысоком круглом световом барабане, боковые помещения перекрыты сводами. В интерьере сохранилось несколько икон XVIII – XIX веков. Существующие ныне росписи художественной ценности не представляют.

К концу XIX столетия монастырь имел на своей территории собор Вознесения Господня и пять церквей: Григорьевскую, Спасскую, Пантелиимоновскую, Покровскую (зимний собор, 1822), Трех Святителей – Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Последняя была домовая и располагалась в северо-восточной части архиерейского каменного дома, который был устроен архимандритом Димитрием в 1863 году. Расписывать церкви приглашали итальянских мастеров. Образы ангелов святых апостолов с евангельских картин поражали каждого входящего сюда великолепием красок.

Когда-то с южной стороны Покровского собора инженером Александром Сухотиным были установлены солнечные часы. Сохранилась и дата события – 1859 год. Но только дата… А на монастырской колокольне находились часы механические, которые были вывезены отсюда после революции. В настоящее время они смонтированы на здании областного Художественного музея в Херсоне.

О Вознесенском (летнем) соборе стоит упомянуть особо. Строили его семь лет. Начало было положено при архиепископе Никоноре в 1886 году. План был заказан в г. Одессе в техбюро инженера-техника Мельникова. В него вошли собор и колокольня. В 1893 году строительство собора было завершено; он стал «истинным украшением монастыря и своей обширностью, и нарядностью своей архитектуры»(Н.Н.). С соборной колокольни разносился на десятки верст над Днепром голос главного 103-пудового колокола, отлитого в Москве в 1765 г. и перевезенного из Смоленского упраздненного монастыря. Освещен собор высокопреосвященным Иустином, архиепископом Херсонским и Одесским, 9 мая 1894 года в честь Вознесения Господня.

Поток паломников, богомольцев и странников к монастырю был нескончаем. Здесь для их расположения имелось все необходимое. Гостиницы и постоялые дворы для отдыха, а главное – церкви и соборы для молитвы.

Тянулось к монастырю и дворянское сословие. Специально выстроенная для него гостиница редко была пустующей, знать Санкт-Петербурга и Москвы часто приезжала сюда. Монастырь был любимым местом русских православных царей со времен Екатерины Второй. Славная императрица, наведавшись в обитель, отметила здесь особый порядок и мудрое правление архимандрита Феодосия. В 1916 году Свято-Григорьевский Бизюков монастырь посетил с семьей царь Николай II.

Монастырь в начале ХХ столетия представлял собой обширное поселение. Его земельные владения простирались на территории 45 х 7,5 километров и имели площадь 32 тыс.га. Здесь выращивали рожь и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. В монастырском саду произрастало множество плодовых деревьев и прекрасный виноград, из которого в изобилии делали замечательное монастырское вино. Его успешно продавали за границу. С обнаружением рыбаками с. Красный Маяк в Днепре необычного улова: закупоренных старинных бутылок с монастырским вином - открывается еще одна удивительная страница истории обители. В селе сохранилась старая монастырская винодельня. Строили ее, по преданию, христиане-запорожцы, поскольку имели в этом деле признанный авторитет. Шел от нее подземный ход, который за давностью лет разрушился. Но под винодельней до сей поры остался винный погреб. На его стенах вот уже более восьми десятков лет не исчезают темные кровавые потеки и такие же пятна. Не раз за все эти годы штукатурились стены, а следы страшного преступления, совершенного на этом месте в начале минувшего века, проявляются снова и снова. Во время служения здесь заупокойных молебнов следы на стенах становятся темнее.

После Столыпинской реформы количество желающих взять землю в аренду возросло. Это дало приток к обители новых рабочих рук. За 20 лет число жителей в монастыре увеличилось в 6 раз – в 1916 году их было уже 910 человек. Тут работали мельницы и винодельни, маслобойни и молокарня, где изготавливали голландский сыр. Содержались пасеки, существовали два рыбозавода, один из которых сдавался в аренду. В районе Пропасной балки располагались конюшни и всевозможные мастерские. Действовала кузница и черепично-кирпичное производство. Специальное место было отведено под известковую. Известь десятилетиями готовили по специальной технологии и использовали в постоянном строительстве. Сохранившиеся сегодня строения свидетельствуют о непревзойденных свойствах такой извести. Не так давно были обнаружены ее запасы в районе старых монастырских мастерских. Прочность материалов того времени доказывают существующие и поныне выложенные кирпичом потолки братского корпуса (сегодня это гостиница для паломников) и другие постройки.

В начале ХХ столетия монастырь уже обеспечивался собственной электроэнергией. В архивах сохранилось такое описание: «электрическая станция, в которой находится 2 газогенератора, 2 мотора к ним 30 сил, 2 насоса водопроводных диаметром 700 ведер воды в час каждый, заряд аккумуляторов, динамо-мотор 23 сил и все остальные приспособления полного оборудования станции…» В 1924 году электростанция была разорена. Монастырский же водопровод в селе действует и поныне.

Монастырь рос и богател. В 1913 году при Свято-Григорьевском Бизоковом монастыре открываются миссионерские курсы, а в 1914 г. на их основе утверждается единственная в России Духовная миссионерская семинария. Студентами становились дети из семей монастырского поселения, которое к тому времени было обширным. Летом 1917 года здесь состоялся Общероссийский съезд православных миссионеров. Семинария представляла собой прекрасное архитектурное сооружение в три этажа, имела обширную благоустроенную территорию и хорошо вписывалась в ландшафт. Имела все необходимое для плодотворного процесса обучения.

О монастырской больнице следует упомянуть особо. Открытие ее по благословению архиепископа Сергия состоялось в декабре 1891 г. Получали здесь помощь, как стационарную, так и амбулаторную, монашествующие, служащие в монастыре, штатные рабочие и пришлый люд (богомольцы, странники, сроковые рабочие), начиная от своей до смежной и отдаленных губерний. Общее число мест в стационаре было 12, но при необходимости их количество могли увеличить. О качестве и результатах лечения в монастырской больнице можно судить по такому примеру. За весь 1891 год из 1659 амбулаторных и 113 стационарных больных умер только один.

Сегодня паломники и туристы, оказавшись на территории некогда единого архитектурно-паркового ансамбля, только в воображении смогут воссоздать его первозданную картину. Центральным объектом внимания остается алтарная арка Вознесенского собора, поднявшаяся радугой над разоренным местом. Когда-то вокруг, устремившись в небо, росли сосны. Рядом сохранилось два фонтана. В одном стояла статуя Богоматери. Она была плачущей. Теперь ее нет… Фонтанов было несколько по всей территории. Они создавали ощущение завершенной гармонии и красоты. Попавшего сюда поражало все – от великолепия собора и ландшафта до разнообразия и обилия цветов и насаждений. Боголепие христианского искусства среди тихих аллей и фонтанов делало пребывание здесь необычайно легким и радостным для души. У невысокой каменной стены на берегу Днепра были устроены смотровые беседки. Они имели форму больших ракушек. Здесь же рядом находились склепы, в которых покоились тела двух устроителей обители и постоянно горели лампады. К Днепру спускалась каменная лестница. Она почти полностью сохранилась до нынешних дней. Под ее ступенями несколько лет назад был обнаружен лабиринт, ведущий вглубь холма, на котором расположилось село. Ныне лабиринт замурован, и видна только его часть под провалившимися ступенями.