Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь
  • Английский
  • Русский
Адрес :
Свято-Григорьевский Бизюков
мужской монастырь
с. Красный Маяк,
Бериславский район,
Херсонской области индекс 74370
тел. +38(05546) 4-15-17; 4-15-10;
4-15-35
Настоятель архимандрит Феодосий
тел. +3 8-097-284-44-56;
+3 8-099-972-48-25

Банковские реквизиты для переводов в гривнах (UAH):
код ЄДРПОУ 26032670,
р/р 26006060570889 в ПАТ КБ "ПриватБанк"
м. Херсон, МФО 352479

Банковские реквизиты для переводов в долларах США (USD):
BENEFICIARY (Получатель): PETRUS VASILIJ (Ф.И.О. владельца счета на английском языке).
ACCOUNT (Счет в банке получателя): 6762462053136161 (номер карты или текущего счета в Приват48)

BANK OF BENEFICIARY (Банк получателя): PRIVATBANK
SWIFT CODE: PBANUA2X

INTERMEDIARY BANK (Банк-корреспондент): JP MORGAN CHASE BANK
SWIFT CODE: CHASUS33

CORRESPONDENT ACCOUNT (Счет банка получателя в Банке-корреспонденте): 0011000080

bizukov-monastery@ukr.net

Основание монастыря

  

Основание Свято-Григорьевского Бизюкова мужского монастыря

Старинное изображение монастыряСвято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь, оплот Православия на юге Российской империи, занимавший в начале XX столетия в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры, расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области.

Почти полтора столетия служил он Православию, сияя светом Христовой Истины. Неоценимо духовное наследие монастыря. Славна и трагична его история, а начиналась она в двух разных местах и в разное время.

В царствование Екатерины Великой земли от Днепра до Южного Буга получают название Новороссия. В ее состав входили Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии.

Вот как описывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н.Ф.Ногачевский «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойников и воров, а главное - запорожских шаек, не желавших подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».

На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом.

«Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния».

ФеодосийОснование Софрониевского подворья связано с именем архимандрита Феодосия. Он обратился к князю Г.А.Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено. «…ему отвели в 1872 г. 23 мая, по указу Новороссийской Губернской Канцелярии, в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…». Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня.

Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя – в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю.

Князь ПотемкинВскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 года. По преданию, средства на ее строительство были получены частично от запорожских казаков.

В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря.

В ту пору в далекой Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа.

Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.

4 декабря 1803 года Указом Императора Александра I Новогригорьевская пустынь обращается во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а ставропигиальный Бизюков монастырь на Смоленщине упраздняется. Положенная на него штатная сумма обращается на содержание Григорьевского монастыря.

По материалам кн.: Григорьевский Бизюков монастырь Херсонской епархии/ Сост. Н.Ф.Ногачевский. - Одесса, 1894.