Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь
  • Английский
  • Русский
Адрес :
Свято-Григорьевский Бизюков
мужской монастырь
с. Красный Маяк,
Бериславский район,
Херсонской области индекс 74370
тел. +38(05546) 4-15-17; 4-15-10;
4-15-35
Настоятель архимандрит Феодосий
тел. +3 8-097-284-44-56;
+3 8-099-972-48-25

Банковские реквизиты для переводов в гривнах (UAH):
код ЄДРПОУ 26032670,
р/р 26006060570889 в ПАТ КБ "ПриватБанк"
м. Херсон, МФО 352479

Банковские реквизиты для переводов в долларах США (USD):
BENEFICIARY (Получатель): PETRUS VASILIJ (Ф.И.О. владельца счета на английском языке).
ACCOUNT (Счет в банке получателя): 6762462053136161 (номер карты или текущего счета в Приват48)

BANK OF BENEFICIARY (Банк получателя): PRIVATBANK
SWIFT CODE: PBANUA2X

INTERMEDIARY BANK (Банк-корреспондент): JP MORGAN CHASE BANK
SWIFT CODE: CHASUS33

CORRESPONDENT ACCOUNT (Счет банка получателя в Банке-корреспонденте): 0011000080

bizukov-monastery@ukr.net

Черные дни обители

  
Черные дни обители

ФлагВ 1921 году на базе Григорие-Бизюкова монастыря началось создание совхоза «Червоный Маяк», которому выделили 600 десятин пахотной земли, 400 десятин целины и 1000 десятин плавней. Однако местные крестьяне-украинцы, привыкшие работать в собственных хозяйствах, не проявляли особого желания обрабатывать чужую землю. Желая спасти положение, власти переселили сюда 200 человек из Рязанской губернии, однако из-за начавшегося вскоре голода после страшной засухи 1921 года, заставило их в спешном порядке вернуться назад. В 1922 году в монастырском поселении осталось 70 мужчин и 48 женщин. В 1923 году «новая жизнь» «скрипя и буксуя, вползает в старый монастырь».
Таким образом, совхоз развалился, а на его землях осталось лишь около 100 жителей, а также 3 священника, 2 диакона и 8 монахов (в 1916 г. было более 900 человек). К тому времени Григорьевская, Спасская, Пантелеймоновская церкви и Вознесенский собор были закрыты, а богослужение продолжалось лишь в Покровском зимнем соборе.

Но 3 мая 1922 года монастырь посетила комиссия по изъятию церковных ценностей, отобрав при этом митру архимандрита с серебром и жемчугами и другие вещи – общим весом 1 пуд 38 фунтов 62 золотника. А 15 июня власть закрыла и Покровский храм. Не помогло прошение прихожан – жителей сел Червоный Маяк, Старошведское, хуторов Рогуля, Полуденный, Блажков, Крупицын, поселков Куцая балка и Ново-Райск о разрешении служения в церкви. 21 января 1923 года постановлением заседания Губликвидкома их просьба была отклонена. Так советская власть поставила последнюю точку в деле ликвидации Григорие-Бизюкова монастыря.

Вскоре часть его бывших владений взяла в аренду артель «Селянська культура», состоявшая из американских колонистов, а большая часть монастырских земель отошла к совхозу, который постепенно начал возрождаться. На воротах монастыря появилась вывеска «Савецькое хозяйство «Червоний маяк». Скоро церкви станут клубами и складами.

В первые годы Советской власти монастырь еще сохранял свою целостность и красоту. Хоть и в запустении, но целыми стояли соборы и церкви, стены вокруг обители и многочисленные строения. Монастырская электростанция находилась в исправном состоянии, в многочисленных мастерских, конюшнях и на скотных дворах новые хозяева жизни готовились к будущим рекордам. Худшие времена для монастыря были еще впереди.

О состоянии монастырских храмов в то время свидетельствует Юрий Дольд: «Использую свободное время, чтобы заглянуть в бывшие монастырские церкви. Их три. Одна старая запорожская и две новые. В запорожской еще до сих пор сохранились старые рукописные иконы, но вся она стоит запущенная и грязная. Но наибольшее впечатление производит вторая церковь. Художественная ее ценность чрезвычайно велика. Все стены и простенки заполнены картинами работы итальянских художников. Привлекает внимание огромная картина у самого входа – нагорная проповедь. Исполнение этой картины прекрасное. Между прочим, автор ее, итальянский художник, погиб в этой же церкви. Рисуя картину, он так увлекся, что забыл о том, что стоит не на полу, а на лесах. Он отступил назад, чтобы осмотреть результаты своей работы. Упал – и разбился насмерть.
Вообще, художественная ценность картин этой церкви очень велика. Следует отдать должное нашему отделу культуры, что бережет он ее чрезвычайно… плохо.

Сохранить же ее надо, как большую художественную ценность.»

В 1929 году на «индустриализацию» страны сдаются колокола.

В начале 30-х годов в большом трехэтажном братском монастырском корпусе действовала школа комсомольского и партийного актива. Будущие строители коммунизма были окружены заботой и вниманием страны. Начавшийся в это время страшный голод для народа Украины мало касался их. Питались они рядом, в здании бывшей монастырской трапезной. Старожилы рассказывают, что во дворе ее копошились умирающие с голоду дети. Они приходили сюда из окрестных сел и не раз здесь же умирали. Их тихо сносили в Пропасную балку и предавали земле. А ведь всего двумя десятилетиями ранее при существовавшем здесь монастыре находился детский приют на 200 мест. Сироты и несчастные получали не только кров и пищу, но и воспитывались с любовью, привыкали к труду и благочестию. Существовала при монастыре и богадельня – отделение для престарелых, калек и прочих. В монастырь отправляли на послушание совершивших преступления по неосторожности. Это давало человеку возможность принести плоды искреннего покаяния и приблизить душу к Богу.

В 50-е годы уже было разобрано из-за нехватки кирпича на строительство объектов коммунизма ни одно монастырское здание. Нет старой, выстроенной на средства «запорожцев» церкви святого мученика Григория, часовен, многих жилых и подсобных строений.

В бывшем зимнем соборе Покрова Богородицы на берегу Днепра проводится культмассовая работа. Здесь вечерами гремит музыка с танцами. А со сводов над хорами, где устроили библиотеку, взирают небесные лики ангелов и святых в дорисованных космических скафандрах. Лики не удалось забелить, и они проявлялись вновь и вновь.

На бывших монастырских землях и угодьях под жестоким политическим контролем поднимается социалистическое хозяйство страны, обращая энергию и энтузиазм нового поколения в могущество и славу будущей сверхдержавы. Поднимается зерносеяние и животноводство, а в послевоенные годы основным становится виноградарство.

ПоселокК концу 50-х на месте прежнего монастырского сада и виноградника с Предтеченским скитом появляются ряды однотипных домиков. Здесь обустраиваются переселенцы из разных областей Украины. Они приехали поднимать социалистическое хозяйство на селе. И вскоре оно поднялось. На бывших ухоженных и удобренных монастырских нивах Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря вырастает совхоз-завод, который, специализируясь на выращивании винограда и производстве из него вин, становится миллионером.

АркаВолна новых гонений на церковь с началом 60-х годов доходит и до Красного Маяка. В 1967 году разрушают Вознесенский собор. От него остаются только три великолепные арки, на одной из которых, алтарной, каждый год аисты вьют гнездо. Вскоре сносят две из них. Третью не смогли свалить, как ни старались. Зацепив стальным тросом, тянули ее тремя тракторами, подрывали фундамент и закладывали взрывчатку – все бесполезно. Так и осталась она над святым местом, как радуга, напоминая людям об их выборе… С той поры аисты - птицы, символизирующие верность и преданность в любви, перестали появляться над селом. Никто уже не вил гнезд там, где когда-то слышались дивные хоры, славящие Творца неба и земли, создателя возлюбленного своего творения.

В 1969 году, накануне 100-летия Ленина, бульдозерами срезается монастырское кладбище. Сносятся и рушатся старые каменные кресты и надгробья, отверзаются святые могилы. Старожилы свидетельствовали, как открывались взору из поруганных захоронений нетленные мощи святых угодников. Нетленными оказывались и их облачения с деревянными нательными крестами. Все увозилось в неизвестном направлении. Оставшиеся кости складывали в ящики и зарывали за селом.

ПионерыНа святом поруганном месте к юбилею вождя закладывается фундамент будущей школы. Вскоре он трескается. Закладывают новый, но тоже на месте монастырских могил. Здесь же планируется школьный стадион и строится тир. Дети гоняют по школьному двору череп монаха. В скором времени на линейках будут вдруг терять сознание ученики, а учителя объяснять это только солнечным ударом. Пройдет пара десятилетий, и на бездуховной ниве поруганного святого места произрастут плевелы невежества, пьянства, наркомании. Появятся тяжкие преступления и самоубийства.

Когда-то возле Вознесенского собора, в сохранившемся и давно запущенном фонтане, стояло изваяние образа плачущей Богородицы. Не о сегодняшних ли детях лились ее пречистые слезы?..

прогулки конные у нас